русский | english
Главная Поиск e-mail

             Через свободу -
                      к процветанию!

События

9 ноября 2011 

"Запад должен отвергнуть мимолетные выгоды от потакания путинскому режиму во имя ценностей, на которых построено западное общество"

9-10 ноября в Хельсинки (Финляндия) прошла международная конференция "Хельсинки 2.0: За демократию и верховенство права в России". Организаторы конференции – фракция Альянс либералов и демократов (ALDE) Европейского парламента и Российский народно-демократический союз (РНДС).

Открыл конференцию президент фракции ALDE в Европарламенте Ги Верхофстадт. "Почему мы собрались в Хельсинки? В этом здании [Конференция проходит в Холле Финляндии - от ред.] был подписан финальный акт Хельсинкского процесса. Именно в этом зале, где мы с вами проводим конференцию, собирался Комитет по правам человека. К сожалению, в нашей конференции не смог принять участие наш почетный гость, Михаил Горбачев из-за проблем со здоровьем. Хотя сегодня экономическая ситуация в России нормальная, граждане опять не имеют права на свободные демократические выборы. Россия входит в Совет Европы и ОБСЕ. Она подписалась под демократическими принципами. Но декларируемые принципы не соответствуют действительной ситуации в РФ. Приведу несколько примеров. Сейчас решения судов находятся под политическим давлением, свобода слова нарушается, журналистам затыкают рты, не регистрируют оппозиционные партии, что естественно касается думских выборов. К выборам президента тоже нет никакого доверия – опять будет выбран Путин. Когда подписывался Хельсинкский акт 1975 года шла холодная война. Сейчас нам надо заново переосмыслить подходы к взаимоотношениям с Россией. Я уверен в необходимости этого, потому что считаю себя и всех присутствующих в этом зале истинными друзьями России".

С основным докладом на сессии, посвященной текущей ситуации в России, выступил лидер РНДС, сопредседатель Партии народной свободы Михаил Касьянов.

Дорогие друзья!

Хотя до думских выборов декабря 2011 года и мартовских 2012 президентских выборов в России остается немало времени, их результаты выглядят практически предрешенными. "Единая Россия" будет безраздельно доминировать в нижней палате парламента, а Путин вернется на президентский пост – причем, благодаря изменениям, внесенным в Конституцию по инициативе его протеже Медведева – уже не на четыре года, а на шестилетний срок.

Путинские друзья сегодня заявляют, что брежневские времена это хорошо, они были застойными, но жилось стабильно. Сегодня эта стабильность очень и очень шаткая, а видимая забетонированность – вся в трещинах. За этим скрывается глубокое недовольство людей – недовольство ухудшением жизни, поведением и политикой властей.

Результаты правления Путина-Медведева очевидны и ощутимы не только для россиян, но и для внешнего мира. Вот лишь некоторые из них: беззаконие и коррупция чиновников и правоохранительных органов; хроническая зависимость российской экономики от нефти и газа; война в Грузии и первое за долгие годы де-факто изменение границ в Европе; деградация социальной сферы и инфраструктуры; неприкрытое давление на соседние страны; пытки и смерть Магнитского в тюрьме; растущий дефицит пенсионной системы; систематические преследования инакомыслящих; позорный процесс Ходорковского-Лебедева; отключения поставок энергии европейским потребителям; наглое хулиганство прокремлевских молодежных организаций; отъем собственности у малого и среднего бизнеса; все более очевидные националистические выходки; бесконечные теракты и далеко не только на Северном Кавказе.

Путин и его команда сделали все, чтобы сохранить власть и исключить любую реальную конкуренцию. В том числе: изменения законодательства, исключающие политический плюрализм, постоянное давление на оппозицию и гражданское общество со стороны полиции и спецслужб, подкуп противников и зарубежных политиков, клевета и манипуляции в СМИ. Послушные суды всегда согласны с позицией власти и не могут защитить граждан. Все зарегистрированные политические силы лишены независимости и по ключевым вопросам жизни страны соглашаются с властью.

Тем не менее раздутая в СМИ популярность Путина и его политики неуклонно снижается. Морально режим уже мертв, значительная часть элит не испытывает к нему ничего, кроме презрения. Талантливая молодежь, предприниматели, не видящие для себя перспектив в путинской России, стремятся покинуть страну, и этот процесс, похоже, ускорится. Возвращение Путина на президентский пост будет не политическим триумфом, а результатом административного насилия. Его победа будет пирровой.

Год назад российская демократическая оппозиция объединилась в новую политическую партию, чтобы бросить вызов этому режиму. Но вопреки Конституции и международным обязательствам нашей страны Партии народной свободы (наряду с восемью другими организациями, представляющими разные части политического спектра), было отказано в участии в выборах из-за якобы неправильно оформленных документов. Таким образом, предстоящие выборы станут имитацией борьбы, а не объективным выявлением политических предпочтений граждан.

Действительно, ни для кого не секрет, что манипулированные и сфальсифицированные выборы давно стали нормой. Госслужащих и работников зависимых от власти частных компаний в массовом порядке привозят на избирательные участки для голосования под контролем своих начальников. Многочисленные доказательства фальсификации выборов в различных регионах России никогда не были расследованы. Российские власти постоянно препятствуют нормальной работе международных наблюдателей и обвиняют их в политизированности.

Совершенно не случайно, что, согласно опросам, 29 процентов россиян уверены, что предстоящие выборы будут нечестными. Действительно, любой человек, для которого демократические ценности – не пустой звук, не должен испытывать сомнений в отношении этих выборов и их результатов. Сформированная по итогам так называемых выборов новая российская власть, таким образом, впервые будет целиком и полностью нелегитимной в глазах огромного числа россиян.

Таким образом, Россия скоро окажется в совершенно другой политической реальности. Мы стоим перед принципиально иными вызовами. Мы всегда считали народное волеизъявление единственной нормальной возможностью изменить разрушительный политический курс нашей страны и пытались получить доступ к выборам. Теперь институт выборов полностью разрушен и, к сожалению, не может быть непосредственно использован для восстановления конституционного порядка. Гораздо более вероятными теперь выглядят уже не постепенные демократические перемены, а насильственные сценарии типа "арабской весны". Мы не должны допустить этого.

Режим Путина противоречит логике современного развития и не может решить многочисленные насущные проблемы нашей страны. Это всего лишь вопрос времени, пока этот режим полностью разрушит свою материальную и политическую базу и рухнет. Международный опыт свидетельствует: рано или поздно Путину и его команде придется начать переговоры об отходе от власти. Элита должна обеспечить давление на власть. Мы договорились с провозащитной и интеллектуально элитой, что 12 декабря в День Конституции проведем первую конференцию по формированию круглого стола, в рамках которого в будущем состоятся переговоры о передаче власти. В целях обеспечения мирной смены власти мы должны сформулировать условия такого диалога через общенациональный круглый стол с реальной оппозицией и гражданским обществом. Одновременно мы будем продолжать оказывать политическое давление на режим, чтобы приблизить этот момент времени.

Западу, убаюканному воображаемой медведевской "оттепелью", теперь придется вновь иметь дело с путинским режимом, только уже на новой, более продвинутой стадии его эволюции. Нет сомнений, что убежденный в стратегической слабости постоянно идущих ему на уступки европейских и американских политиков, Путин будет вести на международной арене еще более напористую и наступательную игру.

У Запада есть два варианта реакции. Можно, как и ранее, признать выборы нормальными, а их результаты полностью легитимными. Можно продолжать давать российским руководителям авторитетные международные премии и всячески привечать их. Можно и далее закрывать глаза на неприемлемые вещи, творящиеся каждый день в России, лишь бы иметь возможность заполучить выгодные условия сделок с российским правительством и приближенными к нему бизнесменами . Можно даже снова начать очередную звонкую, но пустую по своему содержанию кампанию вроде "модернизационного партнерства" с Россией Путина. Однако опыт последних лет убедительно показал, что близорукая тактика "перезагрузки" бесперспективна и контрпродуктивна, все уступки Запада в конченом счете идут ему и нам во вред.

Представляется, что и в Евросоюзе, и в НАТО все больше осознают, что в их интересах – взаимовыгодно сотрудничать с Россией, которая близка по идеалам, а не торговаться всякий раз по принципу quid pro quo с совершенно чуждым партнером, который, к тому же, частенько не выполняет принятых на себя обязательств. Мы вовсе не предлагаем отказаться от чрезвычайно важного стратегического сотрудничества во имя международной безопасности и от выгодных торгово-экономических связей, более того, рассчитываем гораздо более интенсивно развивать их в будущем. Но сейчас статус благоприятствования в отношениях с Кремлем фактически разменивается Западом на предоставление российским властям полной свободы действий в отношении ущемления гражданских и политических свобод и разрушения демократии в стране. Это совершенно неприемлемо!

Россия - это не Советский Союз. Являясь членом ОБСЕ и Совета Европы, наша страна дала обязательства соблюдать элементарные стандарты демократии и прав человека. Сегодня эти обязательства не выполняются и, более того, ставятся российскими властями под сомнение. Мы хотели бы, чтобы Европа и Запад в целом отвергли мимолетные выгоды от потакания путинскому режиму во имя ценностей, на которых построено западное общество. Это означает, что предстоящие выборы не должны считаться нормальными, а их результаты – по-настоящему легитимными. Это означает, что поведение властей России, которым сегодня дозволяется то, что не позволено остальным, больше не встретит эксклюзивного отношения в Совете Европы и ОБСЕ. Полномочия российской парламентской делегации не должны признаваться в парламентских ассамблеях СЕ и ОБСЕ. Это означает, что объятья и поцелуи демократически избранных лидеров с нелегитимными российскими руководителями будут ставиться в зависимость от соблюдения последними международных обязательств, принятых на себя Россией. Это означает, что российские чиновники, замешанные в коррупции и насилии по отношению к согражданам, наконец-то, несмотря на все громогласные ультиматумы Кремля, будут подвергаться реальным санкциям.

Это не простой выбор, но это единственный способ помочь нам остановить опасное развитие событий в нашей стране.

В декабре намечен саммит Россия-ЕС. Он должен пройти как обычно или как то по-особенному? Перечень условий стран ЕС к России дожен быть сформирован в ближайшее время. Это будет ответом на нынешнюю политику российских властей и это окажет реальную помощь демократическому сообществу РФ.

10 ноября в рамках конференции прошли две сесиии, на которых выступили глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, президент фракции ALDE Ги Верхофстадт, правозащитник Сергей Ковалев, специальный представитель правительства Германии по вопросам прав человека Марк Лёнинг, вице-президент Европарламента Эдвард Макмиллан-Скотт, представители неправительственных организаций и эксперты.

Сессия "Возвращение к Хельсинкскому процессу: от государства к людям"

Из выступления Эдварда Макмиллан-Скотта:

"Россия сегодня представляет угрозу. Режим недемократичен, права человека не соблюдаются. И это важнейшие вопросы. Надо разобраться, что присходит в России в этот исторический момент. Очевидно, что режим Путина покончил с демократией. Меня шокирует, что ЕС несерьезно подходит к ситуации. Мы должны говорить россиянам, что мы думаем о внутренней политике страны, мы не должны бояться этого делать, это не вмешательство во внутренние дела, речь идет о балансе и равновесии в мире. В России сегодня авторитарный, опасный режим и для нас и для самих российских граждан. Если мы будем поддерживать незарегистрированные партии, запуганные СМИ, гражданское общество, это приведет к положительному результату. Опасно молчать и бездействовать. Еще опасней - притворяться, что Россия демократическая страна".

Из выступления Марка Лёнинга:

"Россия - важный партнер Европы. Однако ситуация с правами человека в сегодняшней России не на том уровне, на котором должна быть. Невозможно вести бизнес со страной, в которой нет верховенства права, эти два вопроса связаны. Когда Россия присоединилась к Совету Европы она взяла на себя обязательства. Нужно, чтобы российское гражданское общество давило на власть, которая обязана выполнять взятые страной обязательства. В свою очередь, все остальные члены Совета Европы также должны оказывать давление на РФ с целью добиться выполнения обязательств. Пока что, например, в ПАСЕ никто на них не давит. Они уходят от ответа. Таким образом, мы сдаем свои позиции. Несмотря на то, что у нас есть механизм давления - Россия присоединилась к СЕ, подписала документ об основных правах и свободах".

Дружба не мешает говорить правду. В России будут выборы. ОБСЕ должна была прислать 260 наблюдателей. Россия согласилась только на 200. И никакой реакции за этим не последовало – мы недостаточно реагируем, европейские политики слишком мягко себя ведут".

Из выступления Сергея Ковалева:

"Сахаров говорил - моя страна нуждается в поддержке и давлении. Этого давления нет. Я готов сотрудничать с властью в деле сменяемости власти".

Сессия "Дилемма западной политики: Как сотрудничать с путинской Россией"

Из выступления Ги Верхофстадта:

"Необходима новая стратегия по отношению к России.

Во-первых, Совет Европы и ОБСЕ должны сделать честную оценку, насколько Россия соответствует взятым обязательствам, посмотреть как пройдут выборы. Уже сейчас понятно, что результаты предстоящих выборов не будут соответствовать общепринятым стандартам и Конституции России.

Во-вторых, если это несоответствие будет подтверждено СЕ и ОБСЕ, то возникает вопрос – возможно ли оправдать мандат делегации Госдумы в Совете Европы? Нам надо четко заявить это после выборов и вынести на обсуждение. То же самое относительно делегации Госдумы в Европарламенте. Это должно быть закономерным выводом из несправедливых выборов в России.

В третьих, сотрудничество с российским руководством не должно прекратиться, но мы дожны быть более прагматичными. При обсуждении вопроса об упрощении визового режима должно быть два подхода. Один подход касается простых граждан, которые не должны пострадать. Другой подход касается представителей власти, которые не выполняют свои обязательства по подписанным РФ демократическим принципам устройства государства. На официальные лица должно оказываться давление. Ненормальная ситуация, когда государственные лица, нарушающие Конституцию и демократические принципы, имеют привилегии в получении виз, а простым гражданам визы получить сложно. Надо упростить процесс получения виз простым гражданам и усложнить - представителям власти.

В четвертых. В начале 2012 года после думских выборов мы должны принять эту стратегию. Необходимо обращать особое внимание на вопросы демократии и верховенства права и надо, чтобы они привалировали. Необязательно откладывать саммит Россия-ЕС, намеченный на декабрь 2011 года, если будет уверенность, что российские власти внесут вопрос о правах граждан в повестку дня. Это дожно стать пунктом номер один, а не просто болтовней в кулуарах.

В свою очередь, лидеры ЕС должны заявить, что это будет пунктом номер один в повестке дня. Необходимо создать группу наблюдения за соблюдением хельсинкских договоренностей о правах человека, создать группу "Хельсинки 2.0". Это способ оживления процесса, это может завершить период двойных стандартов и ханжества, которым мы позволяли руководствоваться в наших отношениях. Для меня время ностальгии и романтики об особом русском характере прошло. Нужно прагматично подойти к России, оценивать ее как любую другую страну на основе ее заслуг и выполнения взятых на себя обязательств".

Заключительный документ конференции

В соответствии с Конституцией, принятой в 1993 году, Россия является демократическим государством, приверженным принципу верховенства закона. Кроме того, Россия является полноценным членом Совета Европы и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и взяла на себя обязательства придерживаться общих демократических принципов и защищать основные права и свободы.

Однако Россия сейчас снова становится менее демократической и менее свободной. Нарушаются права и свободы человека, независимые политики и активисты НПО подвергаются постоянному давлению, верховенство закона подрывается политическим воздействием, свобода слова и средств массовой информации ограничена. Оппозиционным партиям отказано в регистрации и они не могут участвовать в выборах, в том числе выборах в Думу в декабре 2011 года. После объявления о том, что нынешний президент и премьер-министр просто поменяются местами, оказались скомпрометированы президентские выборы, которые должны пройти в марте 2012 года.

Необходимо инициировать процесс поддержки демократии и верховенства закона в России. Стоит вспомнить, что распад Советского Союза и тоталитаризма в Европе начался с Хельсинкского процесса 1975 года, провозгласившего всеобщий характер прав человека и демократических ценностей.

Тактика "умиротворения" и так называемая "перезагрузка" со стороны Запада явно провалилась. Таким образом, необходима новая политика в отношении России.

- Совет Европы и ОБСЕ должны дать оценку выполнения Россией обязательств, вытекающих из членства в этих организациях.

- В нынешних обстоятельствах нужно честно признать, что предстоящие выборы не соответствуют демократическим стандартам и Конституции России. Следовательно, полномочия делегации Государственной Думы должны быть подвергнуты сомнению. Аналогичным образом Европейский парламент должен пересмотреть принципы сотрудничества с Государственной Думой.

- Отказ от поддержки российской власти должен быть дополнен более тесными контактами с россиянами, взаимодействием с гражданским обществом в России и другими мерами обеспечения демократии и верховенства закона в России. Сотрудничество и взаимодействие с руководством России должно быть прагматичным, а также обусловленным прогрессом в таких важнейших областях, как уважение к демократии и верховенству закона. Текущий визовый режим между ЕС и Россией создает ненужные препятствия для улучшения контактов между людьми. Поэтому процесс либерализации визового режима должен быть взаимным, должен основываться на внимании к гражданам и при этом сохранять давление на власть с целью добиться выполнения ее международных обязательств.

- Новая Стратегия Россия-ЕС должна быть подготовлена Высоким представителем в течение первой половины 2012 года и принята вскоре после президентских выборов в марте 2012 года. Ведущиеся в настоящее время переговоры между ЕС и Россией по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве должны лучше отражать российские реалии и обращать особое внимание на вопросы демократии и верховенства закона. России должно быть отказано в статусе "стратегического партнера" Европейского союза, если ощутимого прогресса в указанных областях не будет достигнуто. В качестве безотлагательной меры Европейский союз должен рассмотреть вопрос о переносе запланированного саммита Россия-ЕС в декабре 2011 года.

Будет создана группа по наблюдению по вопросам демократии и верховенства закона в России "Хельсинки 2.0", которая подготовит и опубликует свой доклад весной 2012 года. Соответствующую поддержку также должны получить комитеты по правам человека, созданные после Хельсинкской конференции1975 года.

Справка

По итогам Хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое прошло в 1975 году, главами 35 государств Запада и Восточного блока была подписана Заключительная декларация. Этот документ, закрепивший основные принципы межгосударственных отношений, привел к разрядке напряженности и развитию международного сотрудничества в самых разных областях. Хельсинкская декларация, впервые провозгласившая универсальность обязательств государств-участников по вопросам защиты прав человека и основных свобод, стала манифестом антитоталитарной и правозащитной борьбы в СССР и странах Восточной Европы.

 

10 ноября, брифинг в рамках конференции "Хельсинки 2.0: За демократию и верховенство права в России"

Михаил Касьянов:

Наши дальнейшие действия после Хельсинкской конференции? Необходимо заставить власти исполнять Конституцию и обязательства, которые она взяла на себя став членом Совета Европы. Для этого необходимо усились все гражданское общество, элиту, которой не все равно, что происходит в стране. Мы не хотим революцинных событий, мы хотим предотвратить арабскую весну. Российская элита - интеллигенция, правозащитники, бизнес-сообщества должны начать разговор, они должны понимать, что будущее находится в их руках.

Группа известных людей (Людмила Алексеева, Сергей Ковалев, Георгий Сатаров, Юрий Шмидт, Наталья Фатеева и другие) выступили с инициативой обсудить механизм выхода из сложившейся ситуации. Партия народной свободы получила приглашение участвовать в этом. 12 декабря в День Конституции состоится собрание, которое учредит Круглый стол. Общество должно принудить власть к диалогу и сесть за круглый стол, чтобы обсудить вопросы перехода страны на конституционные рельсы и проведения свободных выборов.

Версия для печати    События этой же даты    К списку событий

Запуск кампании "Волна перемен" ФОТО (11 декабря 2015) Запустим волну перемен вместе! ВИДЕО (11 декабря 2015) Выступление М.Касьянова на съезде ПАРНАС (5 июля 2015)
Международная конференция "Кризис в отношениях России и ЕС: причины и пути преодоления" (12 декабря 2014) Конференция РПР-ПАРНАС о ситуации в стране и политической повестке для демократической оппозиции (15 ноября 2014) Заседание "Круглого стола 12 декабря" (12 декабря 2013)
Международная конференция "Россия и ЕС в глобальном мире сегодня" Митинг свободы (22 августа 2013) Марш в поддержку политзаключенных (13 июня 2013)

События по темам

Все темы

Архив событий

Январь 2020
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс